Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где был поврежден автотранспорт, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель служит экспертиза дорожных происшествий, которую в тех или иных случаях часто именуют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Но ни одно из этих наименований не является научно-обоснованным и правильным наименованием, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила свое название более семи лет тому назад, основная масса практикующих судей, юристов, следователей, адвокатов также назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, не определяя вида экспертного исследования.

Из-за такого общего и абстрактного обозначения данного исследования, в общей практике довольно таки часто всплывают ситуации, когда в офис какого-либо учреждения, где присутствуют вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), приходят материалы дела, где необходимы знания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

Возникает ситуация, когда материалы дела возвращаются в следственные или судебные органы без исполнения, из-за чего сроки затягиваются из-за элементарной неграмотности указанных выше участников процесса.

Основные задачи и цели дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние проезжей части, обочин;

• состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности необходимого восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• Исследование значений коэффициентов и параметров, характеризующих передвижение транспортных средств и иных участников на месте происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспортных средств и других объектов по покрытию автомобильной дороги;

Выяснение факторов, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению ДТП: неверная разметка дорожного полотна, отсутствие нужных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, ошибочное расположение дорожных указателей и прочие отрицательные условия ситуации.

Для судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту требуется предоставить все материалы гражданского, административного, уголовного дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу следует знать, что для исследования необходимо полное изучение имеющегося комплекса информации о происшествии.

К слову, в случаях, где основным фактором дорожно-транспортного происшествия выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент ДТП.